«Татнефть» создает сеть автогазозаправок

В этом и следующем году компания «Татнефть» намерена открыть 23 автогазозаправки в Татарстане и соседних регионах.

В текущем году компания намерена открыть автогазозаправку в Удмуртии, где, согласно данным на официальном сайте НК, она имеет пять АЗС, но прежде не торговала газом. В 2014 году «Татнефть» планирует запустить 22 газовых заправки в Татарстане, Чувашии, Марий Эл, а также в Челябинской, Самарской и Ульяновской областях.

В частности, в рамках реализации этих планов оператор автозаправок «Татнефти» — ее дочернее ООО «Татнефть-АЗС Центр» намерен приобрести семь АГЗС у марийского бизнесмена Сергея Туманцева: три заправки в поселках Оршанка, Советский и Шелангер у него напрямую, а четыре в Йошкар-Оле — у принадлежащих ему ООО «Госс» и «Вас-газ». Федеральная антимонопольная служба, у которой «Татнефть-АЗС Центр», уже имеющее две газовые колонки на семи своих АЗС в этой республике, запросил одобрения сделок, считает, что в результате компания «может занять доминирующее положение на розничном рынке сжиженного углеводородного газа, используемого в качестве моторного топлива, в ряде районов Марий Эл». В связи с этим ФАС сделки одобрила с условием, что новый оператор будет обеспечивать «недискриминационный доступ потребителей к данному товару» и заранее в письменной форме информировать Марийское УФАС о каждом увеличении стоимости реализуемого сжиженного газа. Неисполнение предписания «является основанием для признания сделки недействительной в судебном порядке по иску антимонопольного органа», предупредила ФАС.

На середину 2013 года «Татнефть» располагала 630 АЗС, в том числе 508 — в России. Из них, согласно данным на сайте «Татнефти», лишь 66 заправок в России, 4 в Белоруссии и 28 на Украине имеют блоки для реализации газомоторного топлива. В Татарстане таким оборудованием оснащены 32 АЗС «Татнефти».

Аналитики называют действия «Татнефти» по расширению сети газовых АЗС логичными: вводя газовые заправки, «Татнефть», выпускающая на своем заводе «Танеко» традиционное автомобильное топливо, не конкурирует сама с собой, а диверсифицирует свою деятельность. Главный риск в том, что газ остается нишевым продуктом и количество автомобилей в России, использующих его в качестве топлива, в лучшем случае составляет 5-10%, сообщает «Коммерсантъ».