Авиакомпания «Татарстан» отказалась от последнего боинга

Авиакомпания «Татарстан», в авиапарке которой после крушения Воeing 737-500 VQ-BBN оставалось еще одно судно этой марки — Воeing 737-400 VQ-BDB, расторгла договор его аренды и вернула самолет лизингодателю — болгарской компании Bulgaria Air, пишет «Коммерсантъ».

Воeing 737-400 VQ-BDB был самым молодым среди машин этой марки в авиапарке АК «Татарстан». Он собран в 1997 году, то есть сейчас ему 16 лет. АК «Татарстан» арендовала его в июне 2009 года на пять лет. До этого его эксплуатировал лишь национальный авиаперевозчик Таиланда Thai Airways. Согласно отчетам АК «Татарстан», аренда этого судна татарстанской компании стоила ежемесячно $165 тыс.

АК «Татарстан» стала пополнять свой авиапарк самолетами Воeing в сентябре 2008 года в рамках программы модернизации. Тогда АК «Татарстан» получила в аренду Boeing 737-300 VQ-BAP, возраст которого на тот момент составлял 18 лет. К концу 2009 года авиакомпания располагала пятью подобными машинами: двумя Boeing 737-500, двумя Boeing 737-300 и одним Boeing 737-400.

Этими самолетами АК «Татарстан» обеспечил болгарский инвестиционный холдинг «Химимпорт», которого власти Татарстана привлекли в качестве стратегического партнера перевозчика. Самолеты Boeing передавали АК «Татарстан» в операционный лизинг. С учетом платежей за их обслуживание и поддержание летной годности они ежегодно обходились перевозчику примерно в 0,5 млрд руб. Так, согласно отчету авиакомпании, только за 2011 год ее лизинговые платежи по воздушным судам Boeing в пользу Bulgaria Air превысили 266 млн руб. Кроме того, в тот же год перевозчик перечислил этой компании за техническое обслуживание самолетов Boeing 152,4 млн руб., за линейное обслуживание и поддержание летной годности — 78,6 млн руб,, за запасные части — 10,29 млн руб.

Правительство Татарстана в начале прошлого года решило отказаться от сотрудничества с «Химимпортом» в области авиаперевозок и передавать авиакомпанию «Татарстан» в собственность ОАО «Холдинговая компания «Ак барс». В марте и мае 2012 года АК «Татарстан» досрочно расторгла договоры лизинга на два самолета — Boeing 737-300 VQ-BAP и Boeing 737-300 VQ-BDC и намеревалась вернуть владельцам остальные три к началу 2013 года, хотя срок действия договоров лизинга этих лайнеров истекал не ранее 2015 года.

Компания рассчитывала заменить Boeing европейскими самолетами — к имеющимся двум Airbus 319 с тех пор она приобрела еще две такие машины. Однако два Boeing АК «Татарстан» держала до 17 ноября, пока один из них — Воeing 737-500 VQ-BBN не потерпел крушение с 44 пассажирами и 6 членами экипажа в международном аэропорту «Казань».