В Казани начнут тестировать газомоторные автобусы

После нового года в Казань прибудут несколько газомоторных автобусов «МАЗ-203965» для тестовой эксплуатации автопредприятиями города. Такое решение принято на презентации новой модели автобусов на газовом топливе, организованной представителями Минского автомобильного завода для руководства города и казанских автоперевозчиков, сообщает Официальный портал мэрии Казани.

Первый заместитель руководителя Исполкома по транспорту, земельным и имущественным вопросам Рустам Нигматуллин напомнил, что Татарстан стал пилотным регионом проекта перехода на газовое топливо общественного транспорта, коммунальной и строительной техники. В рамках программы в 2014 году в Казани планируется обновление подвижного состава городского пассажирского автопарка, в том числе приобретение 65 газомоторных автобусов.

Презентация белорусского автобуса прошла на площади 1 мая. Как сообщил заместитель коммерческого директора по реализации пассажирской техники ОАО «Минский автомобильный завод» Сергей Крель, презентация данной модели автобуса – первая в России. Белорусская делегация продемонстрировала перевозчикам салон низкопольного автобуса «МАЗ-203965» с двигателем на компримированном природном газе (метан). Модель представлена в новом дизайне и с антивандальными сидениями, в максимальной комплектации - с кондиционером.

Как отметил заместитель главного конструктора ОАО «МАЗ» Василий Владыцкий, данная комплектация предусматривает оборудование ведущих мировых производителей: двигатель «Даймлер Крайслер» (Mercedes), КПП «Allison», газовые баллоны из невзрывоопасного углепластика «Ragasco» (Норвегия). Василий Владыцкий добавил, что компания подписала соглашение о совместном производстве с Россией. Участники делегации «МАЗа» подтвердили, что подготовка к серийному производству автобусов данной модели на предприятии завершена. Согласно протоколу о намерениях, предварительно в городах России завод получил заказ на поставку 150 единиц.

Сергей Крель рассказал, что в I квартале 2014 года разрабатывается более дешевая модель «МАЗ-103» на газовом топливе, которая также заинтересовала перевозчиков. Председатель Комитета по транспорту Айдар Абдулхаков подчеркнул, что городу интересна именно эта, усовершенствованная модель.

- Смотрите, какой хороший автобус! Почему мы должны возить людей на худших моделях? Только он должен быть по конкурентоспособной цене, - добавил он.

По словам Рустама Нигматуллина, у Казани требования к поставщику простые: чтобы машина была экономичной, а вложенные в нее средства окупились.

- Понятно, есть иные требования по маслам: повышенный расход и качество, есть требования по эксплуатации. Существует российская программа, и мы как пилотный регион не можем отставать. Необходимые требования: безопасность и удобство граждан, а есть необязательные опции. Переходить предприятиям с дизтоплива на газ – вопрос не простой, поэтому важно узнать расход топлива в городском цикле работы, - заключил он.

Василий Владыцкий ответил, что опытных расчетов нет, но по предварительным расчетам заправки баллонов (около 1300 куб. метров) достаточно на 500-600 км, это на 40% дешевле, чем дизельное топливо. По словам Сергея Креля, стоимость удорожания газомоторной техники относительно дизельных аналогов составляет приблизительно 1 млн. руб. Он пояснил, что индикативная стоимость в максимальной комплектации составляет более 7,5 млн. руб., однако для столицы Татарстана цена будет однозначно специальной.

Участники встречи пришли к соглашению о тестовой эксплуатации автобусов на одном из муниципальных автотранспортных предприятий.

- Желательно, чтобы это был зимний цикл, чтобы мы оценили технические характеристики и эксплуатационные расходы. И мы должны определится по цене. Пока нам известна стоимость нужной комплектации автобусов «НефАЗ». Думаю, необходимо их также протестировать, - отметил Рустам Нигматуллин.

Программа предусматривает субсидирование части стоимости автомобиля за счет федерального и республиканского бюджетов. По словам Айдара Абдулхакова, это серьезное подспорье для перевозчиков - перейти на технику, которая использует газ.

- Газ, прежде всего, экологически чистый вид топлива, к тому же он в 3,5 раза дешевле  дизельного топлива. При длительном сроке эксплуатации эти автобусы приносят значительную экономию, - отметил он. - Вместе с тем сами автобусы изначально дороже дизельных автобусов – сама технология изготовления, двигатель, специальные баллоны для газа. А с учетом того, что для новой техники нужно переоснащение транспортных предприятий, которые рассчитаны на оборудование с дизельным топливом, эксплуатация газомоторных автобусов также дороже.

Основным поставщиком газомоторных автобусов в республике в настоящее время является ОАО «Нефтекамский автозавод» («НефАЗ»), предприятие, входящее в группу предприятий ОАО «КАМАЗ».

В казанских автопарках «МАЗ» и «НефАЗ» присутствуют приблизительно в равных пропорциях, и у города давно сложились хорошие отношения с обоими производителями, созданы сертификационные центры, организовано гарантийное и постгарантийное обслуживание, есть склады запасных частей.

- В плане эксплуатации белорусских автобусов у нас проблем нет. Принимать решения о том, какой автобус лучше, предстоит перевозчикам, но рассмотреть все предложения мы обязаны. Время покажет, кто лучше, - подчеркнул он.