В Казани предлагают построить велополитен

Архитектурная мастерская Артура Айтбагина разрабатывает для Казани проект велополитена – поднятых над уровнем улицы велодорожек в тоннелях.

В России велосипед считается сугубо «сезонным явлением». Артур Айтбагин предлагает обсудить вопрос о создании в Казани велополитена круглогодичного использования:

Сама идея крытых велодорожек не нова: еще в прошлом веке предлагалось построить такую дорогу в Москве, хотя в столице это оправдано, вероятно, лишь в спальных районах. А в Европе велополитен не слишком актуален: там нет такой проблемы со снегом и морозами, как у нас, поэтому и зимой можно прекрасно ездить по обычным, уличным велодорожкам, а в целом высокая культура дорожного движения, охватывающая всех его участников, обеспечивает велосипедистам безопасность и комфорт. При этом реалистично создание велополитена только в крупных городах, хотя немного городов-миллиоников находится в богатых на снег и холода климатических зонах планеты.

Реализация такой транспортной системы имеет свои сложности. Велополитен трудно было бы соорудить в тесном, маломасштабном историческом центре. Да и в остальных районах не везде он может вписаться в существующие улицы как с технической, так и с эстетической точки зрения. Поэтому возможный маршрут велополитена достаточно ограничен, хотя в иных местах он будет незаменим для связи определенных городских зон. При этом важно уточнить: хотя велополитен можно рассматривать как идею для любого города, это скорее подходящий лишь для конкретной ситуации вариант решения транспортных проблем. Для многих городов такая система не является реалистичным путем выхода из транспортного кризиса.

Казань, как и многие другие крупные города, столкнулась с проблемой пробок, и потому остро встали вопросы об альтернативных, экологичных видах транспорта. При рассмотрении вариантов развития транспортной инфраструктуры города была выявлена возможность применения велополитена в некоторых его районах.

Казань развивалась в рамках радиальной планировочной структуры, постепенно приобретая новые районы и более крупный масштаб. Сейчас в городе имеется «окольцовывающая» его протяженная, широкая и загруженная окружная дорога, проходящая через густонаселенные территории. По всей ее длине две многополосные проезжие части разделены идущими посередине трамвайными путями. По этой дороге можно было бы проложить линию велополитена, совмещенного с маршрутом трамвая. Вдоль набережных тоже возможно провести ветку велополитена. Надземный велотоннель также мог бы связать между собой спортивные объекты, благо они имеют достаточно места для размещения узловых станций.

Безусловно, велополитен рассматривается в комплексе с обычными велодорожками: вместе они образуют единую транспортную сеть. При использовании этой сети горожане смогут выбрать – передвигаться ли на собственных велосипедах или брать их напрокат от станции до станции.

Первой пробной линией Артур Айтбагин предлагает сделать дорожку вдоль Казанки от нового стадиона до Кировской дамбы, используя этот участок также как тренировочное сооружение для спортсменов.

Велополитен делает возможной поездки на велосипедах и веломобилях круглогодично, при любой погоде. Он обеспечивает безопасность таких поездок, независимость от пробок и других транспортных проблем, разгружая при этом городскую транспортную систему, передает сайт archi.ru.